Стратегия успеха бизнес-леди
О состоявшихся, самодостаточных дамах, «достигших степеней известных», сегодня только ленивый журналист не написал. Типаж довольно распространенный в глянцевых журналах и иной мало связанной с жизнью «печатной лапше». А какая она в классическом варианте – женщина, которая сама себя сделала и многого достигла? Может, такая-сякая – хищная, властная, беспринципная, способная пройти к собственной цели по головам? «Пользовательница»? Растратившая душу живую в преодолении препон и рогаток, наставленных ей злодейкой-судьбой?
Сбейся автор материала на эту тональность, и, согласитесь, незабываемый можно бы нарисовать персонаж. Выигрышный. Только эта репутация не всегда соответствует действительности. В любые времена есть, к счастью, среди нас и такие, которые или трудности преобразуют в позитив, или же незаметно, спокойно и методично делают свое дело, поднимаясь вверх, и вверх, и вверх. Вы только их разглядите.
Шовинизм как двигатель карьеры
Сейчас Людмила Тырсина считает забавным проявление гендерного шовинизма, которое подтолкнуло ее к профессиональному росту. Проработав экономистом несколько лет на одном саровском предприятии, готова была – да все к этому и шло – занять должность начальника отдела. И пост этот руководитель ей уже предложил, и сама она согласилась – с маленькой оговоркой: мол, съезжу отдохнуть и приступлю. Но начальник взбрыкнул: «Я женщинам дважды должности не предлагаю». Видимо, на принцип пошли оба: начальником отдела назначили мужчину, а Людмила нашла место в Саровбизнесбанке, который к тому моменту уже появился в городе.
– Объявили конкурс на замещение вакантной должности «специалиста отдела мониторинга строительных организаций». Раньше – это оставалось из практики Госбанка СССР – кредитные организации исполняли функцию контроля расходов предприятий. Процедура отбора кандидатов была интересной, с тестированием, человек пятьдесят претендовали на место. Получила его я. И в тот момент даже не задумывалась, что это негосударственное предприятие, новое направление бизнеса, что частные банки только-только начали создаваться, что банк был совсем небольшим…
От приличных зарплат никто, конечно, не откажется. Но не все деньгами измеряется. Еще был энтузиазм. И сплоченный коллектив, увлеченные люди, увлеченный и увлекающий руководитель – Владимир Синицин. Он заражал новыми идеями, и постоянно присутствовало удовлетворение своих личных профессиональных амбиций. И от общей работы, конечно. Мы уже тогда были командой.
Начав специалистом по мониторингу в 1995 году, Л.Тырсина в июле 2009–го закончила работу в Саровбизнесбанке первым вице-президентом. И перешла на новое место – в управление кредитования Волго-Вятского банка Сбербанка России. Заместителем директора.
Вроде и должности разные, но и масштабы – тоже.
Люблю быстро ездить и много работать
– Но никогда ничего не получаешь, не отдавая что-то взамен. Что вы утрачивали вместе с тем, что приобретали?
– Единственная, полагаю, потеря – мало времени могла уделить детям. Но при малейшей возможности старалась быть с ними. Сейчас Кирилл и Евгения выросли, выучились и теперь даже при моей занятости мы общаемся гораздо больше.
А в выходные руководитель немаленького подразделения регионального банка жарит на завтрак сырники и встречает многочисленных гостей из разных городов. Разводит на подоконниках цветы, скучая по заброшенному восемь лет назад в Сарове огороду.
Впрочем, она и прежде никому своих хозяйственных забот не передоверяла: «Успевала все: убирать, стирать, готовить. Муж помогал. И пироги пекла – дети и сейчас вспоминают, какими они были вкусными. Успевала». И с читателями «ГК» поделилась рецептами. Например, мясного рулета. Подготовленный фарш раскатать прямоугольной лепешкой, перемешать отваренные и порубленные яйца, лук, обжаренный с овощами (морковь, помидоры, летом – кабачок и перцы), закатать в фарш – и на противне отправить в духовку. Минут на 20-25. Можно подавать и с гарниром, но вообще-то овощи внутри – сами гарнир. А на вопрос о приглашении приходящей помощницы по хозяйству Людмила Викторовна морщится: «Не привыкла я, чтобы в мое личное пространство чужие люди вторгались и что-то делали».
– А саровчанкой вы себя все еще чувствуете?
– До сих пор. Я приехала в Саров – никого у меня там не было, родные остались в Сибири. В Сарове состоялась как руководитель, приобрела друзей, с которыми общаюсь до сих пор. Это моя вторая, малая, какая хотите родина.
– Вы не устали сами всего добиваться?
– Думаю иногда, что устала, иду в отпуск, два-три дня – и уже чего-то не хватает, на работу хочется. Не знаю, что помогает – внутренняя энергия или окружение, семья, которая меня поддерживает. Я не устала. В противном случае сегодняшнего решения перейти работать в Сбербанк не приняла бы, зная, что это такое.
– Постоянная ответственность, постоянные усилия, постоянное сознание, что ты обязана быть лучше всех, обязана постоянно быть на уровне, опережать в развитии очень многих… Как вы эту проблему для себя решаете?
– Предпочитаю об этом не думать. Стремление быть впереди… Это у меня от папы. У меня мужской склад характера – очередное тестирование при приеме на работу в Сбербанк показало. Считаю, что так каждый живет: стремится к чему-то постоянно. Кто-то из великих сказал, что жизнь – как катание на велосипеде: перестаешь крутить педали и тут же теряешь равновесие.
– Это все совершенно правильно – семья, работа… А на себя любимую время-то остается?
– Остается. В выходные – какой-нибудь салон и фитнес-клуб. И пару раз в неделю вечерами – спортзал с бассейном. Очень нравится этим заниматься. Два раза – немного, но будем считать, что хватает. Начала с дочкой учиться кататься на сноуборде. Второй сезон. Недавно осуществила свою мечту – прыгнула с парашютом. И очень люблю водить машину.
– Это в смысле скорее низко летать, чем быстро ехать?
– Да! Люблю быстро…
По ходу нашего разговора Людмила Тырсина постоянно возвращалась к работе. Это и понятно: поставлены серьезные задачи, обремененные множеством условий. Что ее пугает? Да, наверное, ничего. Главное, чтобы у человека, привыкшего к скоростям и постоянному движению, всегда оставалось пространство для маневра.
Т. Криницкая,
фото из архива Л.Тырсиной